Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц              с ограниченными возможностями здоровья.
  


В нашей школе реализуется целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.


        Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров – дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.


Имеющиеся формы обучения:
  


- по индивидуальному (адаптированному) учебному плану,
  


- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  организовано индивидуальное обучение на дому.
  


В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.


В школе проведены мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил:
  


1. Главный вход в школу оборудован пандусом.


2. В школе есть кабинет релаксации, где  с учащимися проводит занятие педагог – психолог.
  


Образовательный процесс  детей-инвалидов обеспечивают педагогические работники:
  


1. Учителя-предметники


2. Педагог-психолог


3. Социальный педагог


4. Учитель-логопед



  




      
  1. Наличие оборудованных
    учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек,
    объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для
    использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



 



  
    
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
      
        
        
        
      
    
  

          


        

          

Наименование дисциплин


        

          

Перечень основного оборудования


        

          

1


        

          

Русский язык и литература


        

          

2 кабинета.
            
Мультимедийный комплекс: компьютер, интерактивная доска.


          

Дидактический материал по темам, классам, тематические папки


        

          

2


        

          

Башкирский язык и литература


        

          

1 кабинет.
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук, интерактивная доска.


          

Дидактический материал по темам, классам, тематические папки


        

          

3


        

          

Иностранный язык


        

          

1 кабинет
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук,интерактивная доска
            
Дидактический материал по темам, классам, тематические папки


        

          

4


        

          

История и обществознание


        

          

2 кабинета
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук,проектор.


          

Дидактический материал по темам, классам, карты, схемы, плакаты


        

          

5


        

          

Математика


        

          

2 кабинета
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук,проектор, Дидактический материал по темам, классам, схемы, плакаты


        

          

6


        

          

Информатика и ИКТ


        

          

1 кабинет, лаборатория
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук,


          

Монитор – 12 шт.
            
Процессор – 12 шт.
            
Модем – 1 шт.
            
МФУ – 1 шт. Сканер – 1 шт. Рабочее место ученика (системный блок, монитор).


        

          

7


        

          

География


        

          

1 кабинет
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук, проектор
            
Учебные плакаты, схемы, коллекционный материал, географические карты
            
Дидактический материал по темам, классам, схемы, плакаты


        

          

8


        

          

Биология, химия


        

          

2 кабинета, лаборатория
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук,
            
вытяжной шкаф, оборудование для демонстрационных опытов и лабораторных работ
            
Дидактический материал по темам, классам, схемы, плакаты


        

          

9


        

          

Физика


        

          

1 кабинет, лаборатория
            
Мультимедийный комплекс: ноутбук, проектор,
            
оборудование для демонстрационных опытов и лабораторных работ
            
Дидактический материал по темам, классам, схемы, плакаты


        

          

10


        

          

Спортивный зал


        

          

1 спортивный зал
            
Ноутбук - 1 шт
            
Спортивный инвентарь, шведская стенка, волейбольная сетка, баскетбольные кольца
          


        

          

11


        

          

Технология (девочки)


        

          

1 кабинет
            
Швейные машины – 3 шт., электроплита – 1 шт., утюг – 1 шт.,стол для раскроя, примерочная
            
Дидактический материал по темам, классам, схемы, плакаты


        

          

12


        

          

Технология (мастерская)


        

          

1 кабинет
            
токарные станки по дереву и металлу, деревообрабатывающие станки, фрезерный и сверлильный станки, электрические и ручные инструменты, верстаки, приборы для электровыжигания, наборы инструментов для учащихся,
            
Дидактический материал по темам, классам, схемы, плакаты


        

          

13


        

          

Библиотека


        

          

1 кабинет
            
Художественная и учебно – популярная литература; методическая литература, дидактические материалы.


        

          

13


        

          

Актовый зал


        

          

1 зал
            
Проектор, экран
            
350 посадочных мест


        

          

14


        

          

Столовая


        

          

1 зал
            
90  посадочных мест


        



  



  







2.Информация
об объектах для практических занятий


Кабинет начальных классов



  



Кабинет информатики


Компьютерный класс предназначен для практических занятий, направленных на формирование первоначальных навыков компьютерной грамотности.Имеется лаборантская.



  



Кабинет технологии


Объект предназначен для проведения практических работ формирующих представления о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. В кабинете проводятся уроки технологии для мальчиков.



  



 Кабинет химии


В кабинете проводятся практические и лабораторные работы по неорганической (8-9 класс), органической химии (10 класс), общей химии (11 класс). Кабинет оборудован вытяжным шкафом, закрепленными рабочими местами обучающихся, водоснабжением. Имеется лаборантская.



 
  



  


Пришкольный участок


Школьный учебно-опытный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся; успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам; приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений; проведения опытнической работы.




3. Информация о библиотеке, приспособленных
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


В нашей школе активно работает
библиотека-медиатека,

которая состоит из:



      
  • Абонемента с открытым доступом
      

  •   
  • Читального зала, в котором имеются: энциклопедии, словари, справочники, художественная и
        
    методическая литература, периодические издания.
      

  •   
  • Компьютерной зоны: 1 компьютер, принтер, аудио и видеотехника.

  •   
  • Книгохранилища, в котором находится учебная литература с 1-11 класс.






 




4.Информация об объектах спорта,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья


В нашей школе имеется кабинет ЛФК и сенсорный кабинет для занятий психологом, где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.



  







5.Сведения о средствах обучения и воспитания







Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.


Cредства обучения коллективного и индивидуального пользования для учащихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:



      
  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

  •   
  • Электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы,  энциклопедии и т.п.)

  •   
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

  •   
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  •   
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

  •   
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, электронный микроскоп и т.д.)

  •   
  • Тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)


Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Принципы использования средств обучения



      
  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся

  •   
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях

  •   
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

  •   
  • сотворчество педагога и обучающегося

  •   
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.


В школе  учебные кабинеты оснащены интерактивными досками (экранами) и проекторами,  компьютерной техникой (персональными ноутбуками).
  
Все кабинеты имеют выход в сеть Интернет.Все кабинеты специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителей-логопедов, библиотека) также оснащены компьютерной техникой.


В школе работает центр "Точка роста". Центр оборудован современными информационно-коммуникационными оборудованиями.


Понятие о средствах воспитания


Воспитание— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением, процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека . Это процесс долговременный и непрерывный. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
  
Выделяют:



      
  • Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, являясь важной составной частью их функционирования.

  •   
  • Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.



6.Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания
образовательной организации


Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):


    - вход в школьное здание оборудован пандусом.


При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.



7.Информация о специальных условиях питания обучающихся,

в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Питание школьников осуществляется в столовой МОБУ СОШ с. Темясово, обеспеченной всем необходимым оборудованием. Питание обучающихся из категории ОВЗ и инвалиды двухразовое горячее
питание (завтрак и обед) 
на сумму 100 руб. в день.
  

  
Обучающимся 1-4 классов, обучающимся 5-11 классов, чьи семьи состоят на учете в управлении социальной защиты предоставляются частично-оплачиваемые обеды. Все желающие по заявлению родителей могут получать горячие обеды за счет родительской платы.
  

  
Столовая школы расположена на первом этаже, имеет в наличии набор помещений и оборудования, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность продукции и кулинарных изделий. Количество посадочных мест в обеденном зале позволяет обеспечить посадку учащихся в три перемены. Система хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
  

  
Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. Отпуск горячего питания обучающимся производится по классам на переменах, по графику питания обучающихся. Организация обслуживания учащихся осуществляется путем предварительного накрытия столов. В ежедневном рационе питания учитывается оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов.
  

  


Дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды, имеющие право на
льготное питание.



8. Информация
о специальных условиях охраны здоровья обучающихся,


в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья


В школе созданы безопасные условия пребывания детей в школе установлены:
  
• тревожная кнопка для экстренных вызовов;
  
• автоматическая пожарная сигнализация;
  
• система видеонаблюдения.


В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МОБУ СОШ с. Темясово создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:



      
  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

  •   
  • организация питания учащихся;

  •   
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

  •   
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

  •   
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

  •   
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

  •   
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
      

  •   
  • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

  •   
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
      

  •   
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
      



  
Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляет Темясовский СУБ. 



9.Информация о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ



 В МОБУ СОШ с. Темясово создана локальная сеть, позволяющая объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в сеть Интернет для любого пользователя со своего рабочего места. Все компьютеры школы имеют доступ в сеть Интернет.


В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. В кабинете информатики на всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.



10. Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым
обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья



      
  • Электронные ресурсы для людей с ограниченными возможностями здоровья (специализированные)
      

  •   
  • Федеральный портал «Российское образование»

  •   
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  •   
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  •   
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  •   
  • Электронное образование Республики Башкортостан







11. Информация о наличии специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования


Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.


Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для инвалидов с ОВЗ. Это:



      
  • мультимедийные комплексы (проектор и экран)

  •   
  • интерактивные доски

  •   
  • ноутбуки